Говоря о признаках нормативно-правового акта, в первую очередь выделяют, как правило, такие признаки, как установленная форма, издание уполномоченным государственным органом с соблюдением установленной процедуры, наличие общеобязательных правил поведения, а также то, что нормативно-правовой акт распространяется на неопределённый круг лиц и рассчитан на неоднократное применение. На последнем признаке предполагается остановиться подробнее в рамках данной статьи.
Безусловно, каждый юрист, следящий за развитием современного законодательства, имеет дело с так называемыми правоизменяющими актами, то есть такими, единственным предназначением которых является внесение изменений или дополнений в какой-либо другой нормативно-правовой акт. Например, Федеральный закон от 7.02.2011 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2011 г. № 210 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 682 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1803 от 3 марта 2008 г.» и др. По форме данные документы являются нормативно-правовыми актами (Федеральный закон и Указ Президента безусловно причисляются к таковым), а значит, должны обладать всеми признаками, присущими нормативно-правовым актами, в том числе должны быть рассчитаны на неоднократное применение. Но так ли это?Говоря о признаках нормативно-правового акта, в первую очередь выделяют, как правило, такие признаки, как установленная форма, издание уполномоченным государственным органом с соблюдением установленной процедуры, наличие общеобязательных правил поведения, а также то, что нормативно-правовой акт распространяется на неопределённый круг лиц и рассчитан на неоднократное применение. На последнем признаке предполагается остановиться подробнее в рамках данной статьи.
Безусловно, каждый юрист, следящий за развитием современного законодательства,
1000
имеет дело с так называемыми правоизменяющими актами, то есть такими, единственным предназначением которых является внесение изменений или дополнений в какой-либо другой нормативно-правовой акт. Например, Федеральный закон от 7.02.2011 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2011 г. № 210 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 682 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1803 от 3 марта 2008 г.» и др. По форме данные документы являются нормативно-правовыми актами (Федеральный закон и Указ Президента безусловно причисляются к таковым), а значит, должны обладать всеми признаками, присущими нормативно-правовым актами, в том числе должны быть рассчитаны на неоднократное применение. Но так ли это?
Применение, как одна из форм реализации права, характеризуется как властная деятельность уполномоченных государственных органов по решению конкретного юридического вопроса. Применение указанных правоизменяющих актов заключается во внесении на их основании изменений и дополнений в другие нормативно-правовые акты. Вовсе не обязательно играть на бирже что бы знать что данное мероприятие происходит одномоментно, то есть, в дальнейшем правоизменяющий правовой акт не применяется. Так же можно утверждать и по поводу других форм реализации права, таких как, использование, соблюдение и исполнение. При необходимости реализации норм, изначально содержащихся в правоизменяющем акте, использоваться, соблюдаться, исполняться или применяться будет уже тот нормативно-правовой акт, в который внесены изменения.
Таким образом, можно сделать вывод, что правоизменяющие акты не обладают всеми обязательными признаками нормативно-правового акта, а значит, не являются ими по своей сути. Однако имеющиеся в настоящее время формы ненормативных правовых актов неприменимы к правоизменяющим актам. Поэтому представляется необходимым разработать новую юридическую конструкцию для адекватного включения правоизменяющих актов в правовую систему Российской Федерации.