Конституционные гарантии материнства и детства в РФ

Конституционные гарантии материнства и детства в РФИнститут материнства и детства появился в России сравнительно недавно.

Впервые правовая защита государством материнства, детства и семьи как конституционный принцип была закреплена в 1977 году.

Современное Российское законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи в Конституции России, федеральных законах и подзаконных актах, но стремиться создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты. Поскольку, прежде всего, именно институт материнства и детства нуждаются в постоянной защите и поддержке.

В настоящее время деятельность государства по защите материнства и детства осуществляется по нескольким направлениям:

— совершенствование законодательной базы и разработка гарантий по защите института материнства и детства;

— создание механизмов, направленных на реализацию этих гарантий и норм;

— практическое применение института по защите института материнства и детства, создание дополнительных условий для укрепления института в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом.

Первоосновой системы защиты материнства и детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.Конституционные гарантии материнства и детства в РФИнститут материнства и детства появился в России сравнительно недавно.

Впервые правовая защита государством материнства, детства и семьи как конституционный принцип была закреплена в 1977 году.

Современное Российское законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи в Конституции России, федеральных законах и подзаконных актах, но стремиться создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты. Поскольку, прежде всего, именно институт материнства и детства нуждаются в постоянной защите и поддержке.

В настоящее время деятельность государства по защите материнства и детства осуществляется по нескольким направлениям:

— совершенствование законодательной базы и разработка гарантий по защите института материнства и детства;

— создание механизмов, направленных на реализацию этих гарантий и норм;

— практическое применение института по защите института материнства и детства, создание дополнительных условий для укрепления института в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом.

Первоосновой системы защиты материнства и детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.

В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федерации, Закон «О семье», Закон «Об образовании».

В России действует Президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров».

В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

Согласно ст.38 Конституции России материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — это равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В значительной мере положения ст.38 Конституции развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины, с учетом ст. 19 Конституции Российской Федерации..

В целом Российское законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства лежит учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей.

Закрепление в ст.38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций.

Среди конституционных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации следует отметить активную и позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Защита прав и интересов детей – это безусловный приоритет для государства, залог его успешного будущего, поэтому необходимо, активно и последовательно совершенствовать механизмы защиты института материнства и детства. Однако проблем затрагивающих эту сферу немало.

Сегодня жизненно важные вопро
1000
сы для России — повышение рождаемости и снижение смертности населения. Так, начиная с 1991 г. и по 2011 г. численность населения сократилась в результате естественной убыли на более чем 6369,8тыс. человек. Пока показатель естественного прироста остается в минусе (362007 чел.) и пока не будет достигнут положительный результат, все эти факты будут являться негативными.

Демографическую проблему необходимо начинать с охраны материнства и детства, так как численность детей России все еще сокращается, несмотря на проводимую государством демографическую политику

В существующей в настоящее время неблагоприятной демографической ситуации охрана репродуктив­ного здоровья в России приобретает особую социаль­ную значимость

Важнейшим направлением деятельности органов и учрежде­ний здравоохранения является охрана здоровья женщин и детей, в том числе оказание им доступной и квалифицированной акушерской и перинатальной (детская смертность) помощи, снижение материнских и перинатальных потерь, профилактика инвалидности с детства, так как именно эти показатели в дальнейшем могут существенно повлиять на демографическую обстановку.

Закрепление на конституционном уровне положения о государственной охране, поддержке и защите семьи, означает также правовую охрану, поддержку и защиту индивидуальных семей, из которых состоит общество.

В связи с этим необходимо более тщательно проработать механизмы помощи в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий семей), которые должны помочь в решении жилищной проблемы широкому кругу семей.

Большинство семей в условиях дороговизны жилья и трудностей получения ипотеки на приемлемых для них условиях самостоятельно не могут решить свои жилищные проблемы.

Современное российское общество и государство должны проявлять особую заботу о молодой семье, так как именно с молодыми семьями связано улучшение демографической ситуации в современной России.

Сегодня защита материнства и детства является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.